Солнце светит для тех, кто…

Будущий успех студентов зависит от их способности строить конструктивные отношения и преодолевать препятствия, возникающие в период адаптации к новым условиям колледжа.

Для того, чтобы первокурсники прошли успешную адаптацию в новом коллективе и в учебном заведении, легче справлялись со стрессом, с ними были проведены тренинги, направленные на улучшение коммуникативных способностей студентов и развитие сплоченности групп.

Важной составляющей тренингов была атмосфера расслабленного, доверительного общения, внимания и уважения участников друг к другу.

Программа тренингов включала в себя вводное упражнение, заключающееся в знакомстве и рассказе трех интересных фактов о себе. Каждый студент добавлял в свой рассказ один ложный факт, в то время как остальные участники пытались его определить. Это упреждение развивало навыки внимательного слушания и повышения интереса к личностям товарищей. Кроме того, студенты смогли найти для себя друзей по интересам в ходе выполнения упражнения «Солнце светит для тех, кто…»

Одним из самых интересных и непростых для студентов было упражнение, в котором они рисовали одну башню для всей команды, выполняя работу в полной тишине. Ограниченное количество инструментов, невозможность вести переговоры и тайные индивидуальные задания позволили студентам проявить свои способности работы в критической ситуации.

Выполнение каждого упражнения завершалось рефлексией участников по поводу проделанной работы, обсуждением их мыслей, ощущений, успехов и трудностей.

В целом проведённая работа показала хороший результат. Нами выявлена первичная сплочённость групп, характерная для начала образования коллектива, открытость студентов к любым формам сотрудничества с руководством колледжа и друг другом.

Помимо коммуникативных тренингов, для некоторых был организован тренинг по арт-терапии. Участники выполняли техники на развитие базового доверия к товарищам, а также рисовали групповые мандалы. Это упражнение способствовало сближению студентов в процессе командной работы, которая, тем не менее, давала возможность всем участникам проявить себя. В ходе упражнения «дерево» каждый студент мог нарисовать любое дерево и рассказать про него историю. Обсуждение рисунков позволяло обнаружить потребности, сильные стороны и достоинства студентов, а также провести первичную коррекцию некоторых проблем в процессе исправления рисунка.

Арт-терапевтические техники не только позволили участникам стать ближе, но и помогли психологу выявить сферы для индивидуальной проработки с некоторыми студентами, начало которой уже положено.

По окончанию тренинга студенты оставались с хорошим настроением на целый день и готовностью к новым свершениям.

Автор:

Педагог-психолог Е.Э. Ахалая